1 !--

Общероссийская негосударственная некоммерческая организация
«Национальное объединение cаморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания»

Информация делает саморегулирование практическим

ОАО "Интерлкон" , от 12 ноября 2013

Информация всегда играла важнейшую роль во всех институтах регулирования профессиональной и предпринимательской деятельности. И в самые древние времена и в эпоху формирования цехов, гильдий, купеческих корпораций в России и в Европе донесение информации о принципах, преимуществах и результатах деятельности до всего мира было первейшей задачей самоорганизованного профессионального сообщества, которое без вмешательства государства проявляло самостоятельные инициативы, ведя перепись своих членов, проводя показные награждения за успех и наказания за нарушения установленных правил и стандартов, объединяя и публикуя сборники этих стандартов, уставы и статуты, которые можно считать прообразом современных информационных ресурсов.

 
 
 

Спустя два века со времен Петра I практика самостоятельного управления своей деятельность профессионалами и предпринимателями возвращена российскому обществу в виде саморегулирования, принятием Федерального закона от 16.11.2007 №315-ФЗ

Несмотря на многовековую историю, саморегулирование в России можно считать начатым с нулевой отметки - слишком сильное влияние на менталитет общества и способы ведения бизнеса оказали последние 100 лет российской истории.

Сегодняшнее саморегулирование интровертно: Большинство новоявленных партнерств существуют как бы для самих себя, ограничивая активность барахтаньем во внутренних управленческих процессах и не осознавая огромной публично - правовой значимости саморегулирования. Сырое законодательство, нехватка компетентных экспертно-совещательных институтов, закрытость информации и подсознательная боязнь публичности не позволяют эффективно использовать весь потенциал саморегулирования, как мощного института управления взаимоотношениями бизнеса, общества и государства!

РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ: ЧЕГО БОИМСЯ?

Тише воды, ниже травы - так безопасней, удобней, выгодней! Этот рефлекс давно стал безусловным для многих. Исторические периоды, когда за слишком богатое состояние раскулачивали, за слишком прямые слова репрессировали, хорошо организованный бизнес отнимали, выработали у большинства безусловный рефлекс закрытости и, как следствие, мы живем за высокими заборами, темными стеклами и серыми схемами.

Всеобщая закрытость дает возможность вводить в заблуждение заказчиков, придумывая несуществующий профессиональный опыт, экономя на квалификации и количестве необходимых для качественной работы специалистов, фальсифицируя документы и необходимые компетенции. Практика показывает, что одно только государственное регулирование ситуацию не исправляет, но саморегулируемое профессиональное сообщество способно изменить это состояние.

Важно отметить, что движение в сторону информационного порядка начато именно снизу, самой профессиональной средой. Как минимум последние 4 года саморегулирование стучалось в двери чиновников, предлагая современные механизмы взаимодействия с органами надзора, предлагая поправки в закон для установления открытости и приведения информационного поля в понятную и полезную людям форму. Под влиянием общей активности вышел ряд нормативно-правовых актов, в частности 601 Указ Президента, затем Законопроект № 136871-6, и, наконец, Федеральный закон от 07.06.2013 №113-ФЗ.

ИСПОЛНЯЕМ ЗАКОН!

Принятый 113-ФЗ является, безусловно, большим шагом государства для повышения прозрачности всех сфер экономической деятельности, использующих механизмы обязательного или добровольного саморегулирования. Значительная часть недобросовестных СРО, закрывая информацию от свободного доступа, не смогут более апеллировать к неопределенным формулировкам 315-ФЗ, в котором, например, о ведении реестра членов СРО было лишь два скупых пункта:

Статья 7 часть 1 Саморегулируемая организация посредством опубликования в средствах массовой информации и (или) размещения в информационно-телекоммуникационных сетях обязана обеспечить доступ к информации:

1) о составе своих членов

3) о членах, прекративших свое членство в саморегулируемой организации, и об основаниях прекращения их членства, а также о субъектах предпринимательской или профессиональной деятельности, вступивших в саморегулируемую организацию;

И всё. Состав информации, способ отображения, формат представления, порядок доступа были оставлены без внимания, что и привело к полному информационному хаосу в информационной среде.

Федеральный закон №113-ФЗ ввел более определенные требования к составу сведений на сайте и в реестре, ввел ответственность за ненадлежащее раскрытие информации. Закон вступает в силу 5 декабря 2013 года и к этому сроку саморегулируемым организациям надлежит привести свои сайты и публичные реестры СРО в соответствие с требованиями законодательства. Безусловно, это трудоемкая и затратная задача, которую каждое СРО решает самостоятельно, или используя готовые решения специализированных организаций. В качестве рекомендованного примера приведем сервис СРО-Реестр, позволяющий в течение нескольких минут разместить на сайте СРО публичный реестр, отвечающий требованиям законодательства и не требующий программной модернизации сайта. Большую помощь саморегулируемым организациям оказывают некоторые Национальные объединения, выражая поддержку этому сервису и обеспечивая своим членам простоту и бесплатность исполнения законодательной функции.

ДОСТАТОЧНО ЛИ ЗАКОНА?

По мнению многих экспертов и юристов, изменения в законодательстве, тем не менее, оставляют большое количество возможностей скрывать информацию, формально закону соответствуя. Интернет - технически сложная и динамичная среда. Любая регулирующая норма, принятая сегодня, устаревает вскоре после ее принятия. Очевидно, что только федерального законодательства, принимаемого тяжело и медленно, недостаточно. В первую очередь нужен стандарт профессиональной среды, проект которого в настоящий момент разрабатывается рабочими группами Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) и Торгово-Промышленной Палаты Российской Федерации (ТПП РФ). Такой документ предусмотрен принятым 113-ФЗ и назван "Положение о раскрытии информации". Главная задача документа - установление единого подхода к раскрытию информации саморегулируемой организацией (объединением), а именно - к составу, способам, форме и порядку опубликования документов и сведений, относящихся к сфере саморегулирования.

Стандарт уточнит терминологические расхождения, имеющиеся в различных ФЗ, и предусмотрит возможные хитрости, которые могут быть использованы для недобросовестного сокрытия информации.

Уже сегодня видны положительные изменения в саморегулировании: многие некоммерческие партнерства, превосходя требования закона, приводят в порядок документы на своих сайтах, улучшают возможности навигации, используют унифицированные форматы реестров, освещают профессиональную деятельность своих членов. Уже сегодня по публичному облику саморегулируемой организации заказчик может судить о качестве работ и уровне ответственности ее членов! Именно эти изменения делают саморегулирование таким, каким оно должно быть - практическим саморегулированием!

Глеб Бабинцев,
генеральный директор ОАО «Интелкон»