1 !--

Общероссийская негосударственная некоммерческая организация
«Национальное объединение cаморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания»

Саморегулирование: застой или прогресс

«Рязанские ведомости» , от 10 февраля 2014

Процесс законодательного перехода от системы лицензирования к саморегулированию в строительстве начался пять лет назад.

 
 
 

На сегодняшний день состояние дел позволяет говорить о том, что система саморегулирования не только состоялась, а уже застоялась и требует серьезных доработок. На мой взгляд, у системы саморегулирования в ее сегодняшнем виде нет диалектики развития. Как известно, целью саморегулирования является обеспечение безопасности капитального строительства. Вполне очевидно, что достичь ее можно, лишь осуществляя управление качеством на каждом этапе строительных работ. Сделать это не позволяет нынешнее законодательство, в первую очередь Градостроительный кодекс РФ.

Необходимый и оправданный переход от лицензирования к саморегулированию, обусловленный новыми демократическими началами развития общества, непроизвольно уничтожил единое экономическое пространство, которое создавалось годами и которым могли пользоваться участники строительного рынка: инвесторы, заказчики, подрядчики, органы власти, надзорные органы и другие. В принципе, строители сами могут решать, как лучше и удобнее им работать, самостоятельно регулировать бизнес-процессы. Однако на практике есть множество сложностей: несовершенная законодательная система, которая все еще продолжает формироваться порой не лучшим образом, особенности отношения к внешней среде во всех ее проявлениях, неготовность работать открыто и прозрачно. В идеале же все мы должны прийти к тому, чтобы деловая репутация, имидж и имя стали ключевыми ценностями работы каждой компании на рынке.

К сожалению, законодательное обеспечение инвестиционного процесса в части проводимых и планируемых мероприятий, по мнению всех его участников, не содействует улучшению предпринимательского климата в строительстве. В частности, широко разрекламированный закон № 44-ФЗ, призванный прекратить негативную практику электронных торгов в сфере госзакупок в строительстве, к моменту его вступления в силу (01.01.2014 г.) оказался практически полностью выхолощен и не оправдал ожиданий строителей.

Федеральный закон № 113-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» по вопросам обеспечения информационной открытости саморегулируемых организаций», вступивший в силу 5 декабря 2013 г., принес только дополнительные затраты времени, сил и средств. Попытки «вывернуть наизнанку» все 262 саморегулируемые организации в строительстве с целью борьбы с «коммерческими» СРО говорят о том, что законодатели не смогли четко оценить ситуацию и принять действительно работающие законы.

Не касаясь даже многотрудной темы регулирования аспектов жилищного строительства, можно сказать, что все участники строительного комплекса – изыскатели, проектировщики и строители – находятся в весьма шаткой и зависимой правовой ситуации, что в конечном итоге крайне негативно сказывается на их финансовом положении. Это ситуация, в которой работают все строители России, в том числе и 230 членов СРО НП «Объединение рязанских строителей». За 2013 г. из партнерства вышло 30 организаций по причине прекращения деятельности в области строительства, а фактически банкротства из-за отсутствия заказов. Подобная тенденция характерна для большинства из 32 саморегулируемых организаций ЦФО. Значительную роль в этом отрицательном процессе сыграли «электронные торги», которые поставили в один ряд добросовестные строительные организации и фирмы-однодневки.

За истекший период были выданы свидетельства о допуске 298 организациям, переоформлено еще 541 свидетельство. Сейчас в нашем партнерстве 230 членов, в том числе две иностранные компании, две из Москвы, три из Коломны, одна из Мордовии, одна из Астрахани. Выбыло из состава 68 организаций, в том числе по собственному желанию, в основном из-за прекращения строительной деятельности по финансовым причинам – 47, в связи со сменой вида деятельности – 2, из-за смены местоположения – 2, в связи с реорганизацией – 2. За неуплату членских взносов исключены из партнерства 15 организаций.

Изменение законодательства о саморегулировании продолжается. К сожалению, каждый следующий закон не улучшает положение и строительных, и саморегулируемых организаций в целом. И здесь многое зависит от позиции Национального объединения строителей, которому надлежало бы работать и с законодательной, и с исполнительной властью, но НОСТРОЙ фактически занимается только сбором взносов и тратой миллионов рублей на различные, не имеющие значения программы.

Однако следует отметить, что наметились и позитивные тенденции в развитии системы: создан и работает экспертный совет НОСТРОЙ, который профессионально проводит экспертизу проектов законодательных актов в сфере строительства и направляет экспертные заключения в Государственную Думу РФ. Хочется надеяться, что эта работа принесет пользу всем строителям.

Уважаемые коллеги, поздравляем вас с наступившим Новым годом! Успехов вам, здоровья и благополучия во всем. Алексей Торопцев, исполнительный директор

СРО НП «Объединение рязанских строителей»
Для газеты «Рязанские ведомости»