1 !--

Общероссийская негосударственная некоммерческая организация
«Национальное объединение cаморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания»

Небоскреб у Финского залива

Строительство.ru , от 09 января 2014

В Санкт-Петербурге сооружено свайное основание под 462-метровую башню общественно-делового центра «Лахта-центр». Это здание обещает стать самым высоким в Европе.

 
 
 

НОВЫЙ ШПИЛЬ В ПАНОРАМЕ ГОРОДА

Для Санкт-Петербурга, где 100-метровую отметку перешагнул лишь десяток зданий, это совершенно необычный проект. Вплоть до 2012 г самым высоким в городе оставался собор Петропавловской крепости — 122,5 метра. И лишь в 2012 г появилось первое здание, превысившее его на полтора метра.

Развитие высотного строительства на берегах Невы тормозит ряд факторов. В первую очередь, слабые грунты (известно, город возводился на болоте). К каждому новому объекту предъявляются очень жесткие градостроительные требования — он должен вписаться в исторический облик города. Сейчас требования ужесточились еще больше. С 1 января 2013 г Санкт-Петербург получил статус исторического поселения федерального значения, и новую планировку теперь надо согласовывать с Министерством культуры РФ. Наконец, ни один крупный проект не оставляет без внимания городская общественность, оценивая его строже иного градостроительного совета.

Именно общественность не позволила «Газпрому» построить практически напротив Смольного 396-метровое здание («Охта-центр»). Хотя петербургские градоначальники ничего против него не имели.

В итоге высотный проект перенесен на берег Финского залива — на расстояние 9 км от исторического центра, к поселку Лахта. Комплекс «Лахта-центр» включает башню (462 м, 86 этажей) со стилобатом (2 этажа наземных и один подземный) и многофункциональное здание (6 — 16 этажей). По замыслу инициаторов проекта, к 2018 году, когда комплекс будет введен в эксплуатацию, здесь сформируется зона деловой активности, что поможет разгрузить от этой функции центр города. Организация строительства поручена ЗАО «Общественно-деловой центр «Охта», созданному еще для реализации прежнего проекта.

В основу архитектурной концепции «Лахта-центра» положен нереализованный проект «Охты», который был предложен британской компанией RMJM и выбран по итогам международного конкурса. По общему признанию, концепция созвучна архитектурным традициям города. Сейчас она доработана с учетом особенностей нового участка (главный архитектор Филипп Никандров). Внешний вид башни сохранился, но она стала выше, изящнее, увеличилась полезная площадь. Поскольку «Лахта-центр» стоит на берегу залива, в его облике присутствует морская символика, стилобат напоминает корпус корабля.

На высоте 368 м расположится смотровая площадка — собственно, это и есть высота здания. Выше — шпиль. Согласно архитектурной концепции, грани башни стремятся к одной точке и сводятся на «нет» на высоте 462 метра. Шпиль имеет чисто эстетическую функцию. Предполагается, с набережных Невы будет видна изящная игла.

И СЕБЕ, И ЛЮДЯМ

«Газпром» ведет строительство, прежде всего, для своих структур. В Санкт-Петербург из Москвы уже переехали «Газпром нефть», «Газпром экспорт» и др. В мире многие крупные компании размещаются в собственных высотных зданиях — это неофициально подтверждает их успешность. Но «Газпром» не собирается занимать весь комплекс. Да и под офисы будет отведено менее половины площади будущего комплекса. В итоге газовая компания займет около 70% площадей. Свободные офисные помещения будут сдаваться в аренду — в Санкт-Петербурге практически нет офисов класса «А».

Остальные площади имеют общественное назначение. Запланированы центр занимательной науки для детей, планетарий, гостиница, многофункциональный зал-трансформер, медицинский и спортивный центры, киноцентр, выставочные площади, магазины и кафе, апартаменты. Вокруг зданий зеленая зона — аллеи, велодорожки, набережная. Другими словами, будет создан мини-город, которым смогут пользоваться все жители северной столицы.

Первоначально петербуржцы отнеслись к небоскребу, мягко говоря, настороженно. Проект быстро оброс «страшилками» (здание упадет в Финский залив, его будут задевать на лету самолеты и т.д.). Надо отдать должное инициаторам проекта, они терпеливо разъясняют людям о его особенностях. В Интернете создан сайт, благодаря чему лица руководителей стройки всем известны в лицо. Они рассказывают о каждом этапе работ, отвечают на вопросы горожан. В свою очередь, бытовые вопросы граждан все больше сменяются интересом к строительному процессу.

— Обычно наибольшие волнения стройка вызывает у ближайших соседей, — говорит Татьяна Юрьева, пресс-секретарь ЗАО «Общественно-деловой центр «Охта». — Если до начала строительства у них возникало много вопросов: не будет ли им мешать шум, тяжелая техника, то сейчас таких вопросов практически нет. Мы регулярно встречаемся с соседями, приглашаем их на экологические замеры. Абсурдные высказывания о небоскребе уже не воспринимаются всерьез.

ЧТОБЫ ПОДНЯТЬСЯ ВВЕРХ, НАДО ОПУСТИТЬСЯ ВНИЗ

 Строительство началось в октябре 2012 года и идет строго по графику. Непрочные грунты не стали препятствием?

— А тут нет ничего страшного или необычного, — поясняет главный инженер компании Сергей Никифоров. — На слабых грунтах строить действительно нельзя. Здание весом 500 тыс. т в любом случае необходимо ставить на сваи, опирающиеся на твердые слои, которые находятся под рыхлыми грунтами. Инженерное искусство заключается в подборе оптимального количества свай, их диаметра, глубины установки — таким образом, чтобы это было оправданно экономически и конструктивно целесообразно. Каждый случай индивидуален.

Но до твердых слоев еще надо добраться.

— В Лахте очень слабые грунты составляют верхние 15 — 20 метров, — продолжает Сергей Никифоров. — Далее идет пласт достаточно плотных глин, которые используются для свайного основания. Если предотвратить попадание влаги в эти грунты, то бурить в них вполне комфортно, дополнительного укрепления стенок скважины не требуется. На глубине 30 метров залегают вендские глины, сходные со скальными породами. Мы «транзитом» проходим слабые грунты и опираем наше здание на более прочное отложение вендских глин.

Кстати, в мире есть примеры высотного строительства на грунтах с более глубоким залеганием твердых слоев.

К удивлению многих, строительство началось не с рытья котлована, как обычно, а с установки свай. Котлован отрывается следом. Если сначала вырыть котлован, то сваи можно и не установить. Не вдаваясь в тонкости технологии, приведем самый простой пример. Каждая установка, которая применяется для бурения шахт под сваи, весит 160 — 180 тонн. Ее надо будет опускать на дно. Но на сегодня в Петербурге нет кранов такой грузоподъемности, чтобы буровые установки опустить, а затем поднять их со дна котлована.

Свайное основание под главное здание комплекса — небоскреб уже готово. Это 264 железобетонных сваи длиной от 55 до 65 м. Глубина их погружения составляет от 72,5 м до 82,5 м, что сопоставимо с 25-этажным домом. Свая является сложным инженерным сооружением. Целостность каждой проверяется ультразвуком.

Как рассказывает директор по строительству компании Елена Морозова, все сваи буронабивные. Их не забивают, а сначала выбуривают скважину, потом погружают в нее каркас сваи и заливают бетоном. Эта технология не сопровождается таким шумом, как при забивке свай. Во всяком случае, в соседних поселках шума никто не слышал.

По мере откопки котлована делаются бетонные диски — их будет сооружено четыре штуки по 650 миллиметров толщиной. Они изнутри распирают стену в грунте, чтобы та держала нагрузки от давления грунта с наружной стороны. На сваях будут стоять и многофункциональное здание, и стилобат. Самое большое свайное основание будет у стилобата. Оно займет практически всю строительную площадку в 8,5 га. До марта 2014 г. предстоит установить около двух тысяч свай.

Строительство.ru