1 !--

Общероссийская негосударственная некоммерческая организация
«Национальное объединение cаморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания»

Валерий Соколов: Реальные и значимые результаты

19 апреля 2013

В течение 2011-2012 г.г. Национальным объединением изыскателей проделана огромная работа, направленная на становление саморегулирования в Российской Федерации. По всем выделенным и утвержденным приоритетным направлениям деятельности достигнуты реальные и значимые для изыскательского сообщества результаты.

 
 
 

1. По направлению «Создание экономических, законодательных и управленческих механизмов, способствующих сохранению и развитию изыскательских организаций»:

1.1.. Комиссии по законодательству и государственной политике НОИЗ (далее - Комиссия) при разработке Федерального закона № 240-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» удалось донести и отстоять позицию НОИЗ относительно следующих вопросов:

  • законодательного закрепления переходного шестимесячного периода в случае дальнейших изменений перечней видов работ;
  • изменения части 9 ст.55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части установления уровня требований только на часть 1 ст. 48.1. ГрК РФ (исключаются требования на уникальные объекты).
  • По инициативе НОИЗ отменено лицензирование картографо-геодезической деятельности в строительной отрасли, за исключением видов деятельности установленных Постановлением правительства РФ от 21 ноября 2006 года N 705 «О лицензировании деятельности в области геодезии и картографии».

1.2. Комиссии (вместе с Национальными объединениями проектировщиков и строителей) удалось добиться издания Минрегионом России разъяснений о переходе на новый перечень видов работ (письмо Минрегиона России исх. 24099-ПР/08 от 15.06.2010 г.), что являлось особенно актуальным до вступления в силу Федерального закона № 240-ФЗ.

В письме даны Разъяснения о том, что прекращение действия приказа Минрегиона России от 9 декабря 2008 г. №274 не отменяет действие свидетельств о допуске, выданных в соответствии с данным приказом, а организации и индивидуальные предприниматели вправе выполнять работы, указанные в свидетельстве, выданном на основании приказа Минрегиона России от 9 декабря 2008 г. № 274 и прямо предусмотренные Приказом №624.

1.3.. Проведена работа, совместно с аппаратом Правительства РФ, по внесению изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 03.02.2010 г. № 48 «О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов", которые позволили упростить, по сравнению с действовавшим ранее, порядок выдачи свидетельств о допуске к работам на особо опасные и технически сложные объекты, что нашло отражение в принятом 24.03.2011 г. Постановлении Правительства РФ № 207.

1.4.. В соответствии с подготовленными НОИЗ предложениями, Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.05.2011 N 238 внесены изменения в Приказ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" в части исключения с 13.01.2012 г. вида работ по организации инженерных изысканий привлекаемым на основании договора застройщиком или уполномоченным им юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).

1.5. Комиссия приняла активное участие в подготовке Приказа Ростехнадзора от 05.07.2011 N 356 "Об утверждении формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", в соответствии с которым, вводится новая форма свидетельств о допуске к работам, которые в зависимости от вида объектов капитального строительства подразделяются:

  • для объектов капитального строительства, включая особо опасные и технически сложные объекты капитального строительства, объекты использования атомной энергии;
  • для объектов капитального строительства, включая особо опасные и технически сложные объекты капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии);
  •  для объектов капитального строительства (кроме особо опасных и технически сложных объектов, объектов использования атомной энергии).

При этом, наряду с формой свидетельства о допуске к работам, утвержденным новым Приказом, сохраняют свое действие до 1 января 2013 г. и свидетельства о допуске к работам, выданные в соответствии с Приказом N 1042, что значительно облегчает работу саморегулируемых организаций и их членов.

1.6. По инициативе НОИЗ заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козаком дано поручение о возврате инженерных изысканий для обоснования Генпланов и проектов планировки.

1.7. Подготовлено и направлено в Минрегион России и Государственную Думу РФ более 20 предложений о внесении изменений в действующее законодательство Российской Федерации.

1.8. Разделение проектировщиков и изыскателей.

1.8.1. Получены коды ОКВЭД и ОКДП для изыскателей.

1.8.2. Идентифицированы и переданы для утверждения в Минэкономразвития предложения по включению, в соответствии с Постановление Правительства от 19 января 2006 г. № 20 видов работ и продукции соответственно в коды ОКВЭД2 и ОКПД2.

1.8.3. Разработаны типовые контракты для системы размещения государственного и муниципального заказа для включения в проект Федерального закона № 68702-6 «О Федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг».

1.8.4. Разработаны критерии предъявляемые к организациям, которым могут быть делегированы полномочия организатора и координатора работ.

1.8.5. Разработаны критерии для ведения рейтинга организаций сообщества инженерных изысканий.

Идея ведения рейтинга организаций поддержана профессиональными сообществами строителей и проектировщиков.

1.8.6. Для размещения информации о рейтинге и информации для проведения объективного отбора подрядчика для выполнения государственных, муниципальных и корпоративных закупок создан сайт «ЗакупкиСтрой».

1.8.7. Отнесение работ по инженерным изысканиям к двух стадийным конкурсам и отделение их от проектировщиков.

1.8.8. Инициированы предпосылки для создания Фондов с использованием механизма государственного частного партнерства.

1.8.9. Разработан механизм профессионально-общественной аккредитации программ переподготовки и повышения квалификации специалистов в области инженерных изысканий.

1.8.10. Подготовлены проекты документов для регистрации общественной организации по контролю за закупками.

2. По направлению «Выработка единой технической политики в сфере инженерных изысканий и создание отраслевой системы технического регулирования, обеспечение ее полноценной нормативной базой».

2.1. НОИЗ отстоял интересы изыскательского сообщества в вопросах обеспечения выполнения требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при разработке Приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 июня 2010 г. № 2079 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

2.2. 2010-2012 г.г. НОИЗ принял участие в общественных слушаниях по проекту Технического регламента ЕврАзЭС (или Таможенного Союза) «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий».

2.3. В I-II кв. 2010 г. В Минрегион России внесены предложения в части обязательных частей касающиеся инженерных изысканий по формированию Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (утв. распоряжением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 1047-р). То же добровольного применения (Приказ Ростехрегулирования от 1 июня 2010 г. №2079). Данные предложения приняты.

2.4. В I-II кв. 2010 г. приняли участие в формировании Плана работы Минрегиона России по разработке, актуализации и утверждению ранее утвержденных нормативных документов. Указанные предложения также приняты.

2.5. 2011-2012 г.г. организована актуализация следующих нормативных документов:

  • СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения.
  • СНиП 22-02-2003 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения.
  • ГОСТ 25100-95 Грунты. Классификация

В организацию работ входило: создание рабочих групп, корректировка и доработка редакций проектов нормативных документов по результатом общественных слушаний и экспертиз, работа с РГ ТК-465 по экспертизе проектов нормативных документов. Документы утверждены Правительством РФ.

2.6. В III- IV кв. 2011 г. организованы экспертизы и предложения к проектам актуализации нормативных документов (СНиП 2.05.02 Автомобильные дороги; СНиП 2.01.09 Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах; ГОСТ 23161 Метод лабораторного определения характеристик просадочности; ГОСТ 5686 Грунты. Методы полевых испытаний сваями; ГОСТ 24846 Грунты. Методы измерения деформации зданий и сооружений; ГОСТ 20276 Грунты. Методы полевого определения характеристик прочности и деформируемости; ГОСТ 20522 Грунты. Методы статистической обработки результатов испытаний; ГОСТР 30672 Грунты Полевые испытания Общие положения). Замечания, предложения и экспертные заключения переданы разработчику (НИИОСП им.Н.М.Герсеванова). Значительная часть предложений и замечаний учтены в окончательных редакциях.

2.7. 2011-2012 г.г. организована НИР обеспечивающих НД по темам:

  •   «Обоснование температурного показателя перехода водонасыщенных грунтов из пластичномерзлого в твердомерзлое состояние в зависимости от их вещественного состава, сложения, физико-механических свойств» - II этап. Отчет по I этапу подготовлен и принят КТР.
  •   «Обновление Приложения СНиП 11-02-96 «Определение физико-механических характеристик грунтов по результатам статического и динамического зондирования при инженерно-геологических изысканиях» в части уточнения эмпирических коэффициентов».

Отчет по I этапу подготовлен и принят КТР.

Организация работ включает заседания КТР по результатам выполненных этапов.

Организация взаимодействия исполнителей с производственными организациями по предоставлению производственниками результатов испытаний исполнителям тем.

2.8. В III- IV кв. 2012 г. Организация экспертизы НИР «Оценка риска при инженерно-строительном освоении территорий с развитием опасных инженерно-геологических процессов с целью обоснования инженерной защиты (на примере закарстованных территорий)»;

2.9. Во II - IV кв. 2012 г. подготовлены предложения по организации региональных отделений КТР и реорганизации ее состава и структуры. В 2012 г. проведены совещания и организованы два региональных объединения – Северо-Западное, Уральское и Восточно-Сибирское. Разработаны положения о региональных отделениях комиссии.

Затраты на разработку указанных выше нормативно-технических документов и НИР не превышает 12 млн.руб. Это очень скромная сумма. Для сравнения можно привести информацию из обращения Президента координационного совета НП СРО АИИС М.И.Богданова к участникам V съезда НОИЗ, который заявил, что АИИС выделил на разработку нормативных документов по инженерным изысканиям на 2010-2011 годы в размере 20 миллионов рублей» [Ж. Инженерные изыскания .№ 5/2011г.стр.17]. Непонятно кому выделена столь значительная сумма, и главное, где изыскатели могут посмотреть эти разработанные за два года нормативные документы.

НОИЗ могло бы организовать более эффективную работу по разработке необходимых профессиональному сообществу нормативных документов при условии своевременного поступления в НОИЗ членских взносов от саморегулируемых организаций и активной поддержке всеми членами Совета НОИЗ необходимости разработки этих основных документов, обеспечивающих интересы сообщества и развитие нашей отрасли.

3. По направлению «Формирование единого информационного пространства инженерных изысканий с учетом потребностей информационных систем территориального планирования и информационных систем обеспечения градостроительной деятельности»

3.1. В Минрегион России направлен проект Положения о порядке формирования и ведения фонда материалов и данных инженерных изысканий. В плане на 2013(п.61) предусмотрено создание специальной Комиссии по завершению данной работы.

3.2. НОИЗ осуществлял консультации при разработке информационных систем территориального планирования и ИСОГД.

4. По направлению «Научное, научно-методическое и технологическое Обеспечение изыскательских работ, создание новых технологий»

4.1. Организованы НИР для обеспечения НД, перечисленных выше.

Все НД рассмотрены на НТС НОИЗ. Замечания и предложения НТС учтены разработчиками НД.

4.2. НОИЗом поддержаны (без средств) разработки новых технологий лабораторных исследований и зондировочных работ, ускоряющих в 7-10 раз время проведения опытов.

5. По направлению «Совершенствование образовательной системы отрасли»

5.1. Разработаны Методические рекомендации по организации повышения квалификации руководителей и специалистов в области инженерных изысканий.

5.2. Разработано Положение об аттестации специалистов и руководителей.

5.3 Разработаны Методические рекомендации по аттестации руководителей и специалистов.

Все они внедрены в практику деятельности саморегулируемых организаций.

6. Деятельность юридического департамента.

6.1. В течение 2011-2012 г.г. соответственно в юридическом департаменте НОИЗ подготовлено и реализовано 94(147) документа правового характера, из них направлено: в Министерство регионального развития РФ и Госстрой – 19(55), Государственную Думу – 9 (12), в Аппарат Правительства РФ – 4 (3), в Экспертный совет по градостроительной деятельности Госдумы – 22, Министерство экономического развития - 4, Ростехнадзор – 4, ФАС – 3, в правоохранительные и судебные органы – 10, иные учреждения и органы – 39.

Разрешено обращений и заявлений руководителей саморегулируемых организаций и хозяйствующих субъектов – 8 (14), по которым даны разъяснения.

Подготовлено 2 уведомления о выявленных нарушениях действующего законодательства в саморегулируемой организациях (НП СРО АИИС и «СтройПартнер»). Подготовлено 7 (2) исковых заявлений в суды общей юрисдикции, которые вместе с материалами направлены для рассмотрения по существу.

Все исковые заявления, поданные в интересах НОИЗ, судами удовлетворены в полном объеме.

Составлено 4 возражения на кассационные жалобы ответчиков.

Обеспечено участие в судебных заседаниях в интересах НОИЗ 16 раз.

По инициативе отдела на основании вынесенных судебных решений возбуждено 4 исполнительных производства.

В результате деятельности департамента в судебном порядке взыскано с должников 29.676.937 рублей, из них: с НП СРО АИИС – 25.851.937 руб., СРО «СтройПартнер» - 3.825.000 руб.

На основании вступивших в законную силу судебных решений удалось выработать судебную практику, которая разъяснила требования ч. 51 ст. 5520 и п. 3 ч. 3 ст. 5521 Градостроительного кодекса Российской Федерации и закрепила установленный решениями Всероссийского Съезда порядок и размер отчислений по вступительным и членским взносам исходя из численности и вида саморегулируемых организаций, признала их законными и обоснованными.

Суды в своих решениях указали, что исходя из этого принципа расчета, размер вступительных и ежегодных членских взносов является единым для всех СРО и складывается путем умножения в каждом случае фиксированных цен взносов, определенных Всероссийским съездом саморегулируемых организаций, на количество членов СРО.

Значительный объем работы проделан и по совершенствованию законодательства.

6.2. Подготовлены и направлены в Экспертный совет по градостроительной деятельности при комитете Государственной думы по земельным отношениям и строительству предложения о внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ, направленные на повышение качества инженерных изысканий, безопасности объектов капитального строительства, рационального и безопасного использования земельных участков и территорий, обеспечение безопасности среды обитания людей.

6.3. Проанализирован проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», подготовлены предложения.

6.4. Проанализирован план мониторинга право применения в Российской Федерации на 2011-2012 г.г., утвержденный распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 г. № 1471-р, подготовлены предложения.

6.5. Проанализирован пакет документов, регулирующий порядок и условия вступления России в ВТО, а также возможные проблемы и риски, с которыми изыскательская отрасль может столкнуться в результате присоединения к ВТО. Подготовлены предложения.

6.6. В соответствии с поручением заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака подготовлены предложения о внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части уточнения норм закона, касающихся проведения инженерных изысканий при подготовке генеральных планов поселений и городских округов, документации по планировке территорий и межеванию территорий.

6.7. В Минрегион России подготовлена справка по законопроекту о внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части установления уголовной ответственности главного инженера и (или) главного архитектора проекта за невыполнение требований нормативных документов в области строительства.

6.8. Проработан проект федерального закона № 126184-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предложения направлены в Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации ( по его просьбе).

6.9. Рассмотрен проект федерального закона № 432575-4 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», подготовленный к рассмотрению во втором чтении Комитетом Государственной Думы по земельным отношениям и строительству. Подготовлены предложения в ГПУ Президента Российской Федерации ( по его просьбе).

6.10. Систематически принимали участие в заседании секции рабочей группы Экспертного совета по градостроительной деятельности Комитета, на котором рассматривались предложения НОИЗ о внесении изменений в ГрК РФ. Предложения НОИЗ поддержаны в полном объеме.

6.11. Систематически принимали участие в заседании Комитета РСПП по развитию саморегулирования, на котором обсуждался проект Федерального закона № 126184-5 (во втором чтении) «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

6.12. Для внесения в Правительство РФ подготовлены предложения о внесении изменений в статью 58 Федерального закона «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статью 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Эта сложная работа ведется со многими органами исполнительной власти по поручению Президента Российской Федерации.

6.13. В экспертный Совет по градостроительной деятельности при Комитете Госдумы по земельным отношениям и строительству во исполнение требований пункта 2б Указа Президента РФ №601 от 07.02.2012 г. «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» подготовлены предложения, направленные на повышение информационной открытости саморегулируемых организаций (в настоящее время Закон находится на стадии принятия).

6.14. Во исполнение пункта 5 Перечня поручений по реализации положений статьи Председателя Правительства РФ В.В. Путина «Демократия и качество государства» от 06.02.2012 г. № ВП-П16-1771 проанализированы вопросы, касающиеся расширения функций, прав и обязанностей саморегулируемых организаций в части их участия в разработке технических регламентов и национальных стандартов, в части расширения состава подлежащей раскрытию информации, подготовлены предложения в Минрегион России.

6.15. Принимается участие в рабочей группе по законодательству о градостроительной деятельности и саморегулированию при Координационном совете по взаимодействию с Национальными объединениями в сфере строительства Минрегиона России.

6.16. Принимается участие в Комиссии по строительному комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству РСПП.

6.17. Подготовлены и представлены в федеральные органы исполнительной власти предложения об учреждении профессионального праздника «Дня изыскателя в строительстве».

6.18. Ведется постоянное консультирование членов НОИЗ по вопросам саморегулирования.

7. Обеспечение информирования членов НОИЗ

7.1. Проведена работа по популяризации отрасли инженерных изысканий среди широкой общественности и в средствах массовой информации. В этом процессе особенно важную роль играл интернет-сайт НОИЗ, который стал более совершенным по структуре и содержанию. Благодаря популярности сайта НОИЗ в поисковой системе «Яндекс» Национальное объединение изыскателей опередило НОСТРОЙ и НОП. В среднем на сайт ставилось каждый месяц свыше 100 новых материалов, что способствовало росту количества пользователей. За год их число возросло на 30-40 процентов, число посещений доходит сейчас до 2 тысяч ежедневно.

7.2. Продолжался регулярный выпуск иллюстрированного журнала «Проектирование и инженерные изыскания», в котором подробно отображалась организационная и законотворческая деятельность НОИЗ. Регулярно публиковались статьи и интервью с руководителями НОИЗ, членами Совета, руководителями комиссий, членами НТС. В каждом номере печатались научные статьи по различным проблемам инженерных изысканий.

7.3. Продолжалась работа по продвижению в отраслевые и общеполитические СМИ статей и интервью руководителей НОИЗ, материалов по изыскательской тематике.

7.4. В профильных изданиях нашли достаточно широкое отражение итоги съездов и заседаний Советов НОИЗ.

7.5. Налажено сотрудничество с радиостанцией «Сити-ФМ», в эфире которой несколько раз выступали представители НОИЗ. В профильных изданиях, таких как «Вестник Российского союза строителей», «Вестник строительного комплекса», «Саморегулирование и бизнес», «Российский строительный комплекс», журнал «СНИП» было помещено свыше 10 статей и интервью руководителей НОИЗ.

8. О ценообразовании

8.1. Разработаны методические рекомендации по ценообразованию в инженерных изысканиях.

Заключение Национальному объединению изыскателей, несмотря на трудности организационного периода становления саморегулирования в Российской Федерации, есть что предъявить профессиональному сообществу в качестве своих достижений и реальных результатов.

Первый вице-президент НОИЗ
В.С. Соколов