1 !--

Общероссийская негосударственная некоммерческая организация
«Национальное объединение cаморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания»

Реестр для дела, а не для галочки

12 марта 2015

В публикуемом материале автор – зам. руководителя департамента технического регулирования НОИЗ Станислав Городецкий излагает свое видение оптимальной формы создания единого реестра членов саморегулируемой организации.

 
 
 

Приводя примеры существующих в стране реестров – юридических лиц, товарных знаков и т.д., он предлагает не ограничиваться привычными таблицами с рядами столбцов, а создавать реестр как информационный ресурс, который бы на основе выписок давал пользователю необходимые данные о СРО в сфере строительства. При этом он указывает, что в НОИЗ уже накоплен подобный опыт формирования выписок установленного вида с наполнением информацией в соответствии с полномочиями и решаемыми задачами участниками данного процесса.

Предлагаем ознакомиться с текстом его статьи:

Реестр – не таблица, а информационный ресурс

Итак, что мы получаем в результате всероссийского обсуждения очередной попытки создать проект приказа серьезной организации «Об утверждении формы единого реестра членов саморегулируемых организаций»? Ничего жизнеспособного и, главное, ничего полезного. Очередная табличка с попыткой засунуть в нее абсолютно все и обо всем.

Так много разговоров, а еще больше критики в адрес новой редакции реестра саморегулируемых организаций. В интернете нет смысла искать что-то новое, из текстов так и сочится злословие. И самое главное, что за этой пеной не может появиться ничего живого и полезного.

Все попытки создания государственного реестра саморегулируемых организаций начинались с бурного обсуждения, горячего желания чиновников быстрее поставить заветную галочку о выполнении задачи и полного неприятия полученного результата со стороны пользователей и окружающих.

Не буду повторять название проекта приказа, хотя и очень хочется, так как оно не ограничивает участие организаций в процессе саморегулирования исключительно строительной отраслью. И саморегулирование в туристической отрасли или в сфере рекламы никак не может повлиять на процессы указанные в столбцах 20 и 21. Так спросим себя: единый реестр для каких СРО?

Но лучше по порядку. Если кто-то вспомнит все, а их два, федеральных законов на эту тему в отношении строительной отрасли, то можно узнать, что реестр это не табличка с неким количеством столбцов и строчек, а всё-таки – информационный ресурс. Прошу не забывать, что данный продукт не может ограничиваться форматом печатного листа размера А-4, и табличка не обязательно должна составляться в программе «Печатной машинки».

Оппоненты могут возразить, что утверждению подлежит только форма единого реестра членов саморегулируемых организаций. Верну вас к определению данного термина, в соответствии с Приказом Роскомнадзора от 01.02.2012 N 61 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций" - Унифицированная ФОРМА документа - совокупность реквизитов и типовых фрагментов текста документа, установленных в соответствии с решаемыми в данной сфере деятельности задачами и расположенных в определенном порядке на носителе информации..."

А вот еще согласно ГОСТ Р 51141–98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», – совокупность реквизитов, установленных в соответствии с решаемыми в данной сфере деятельности задачами и расположенных в определенном порядке на носителе информации.

Информация нас окружает всегда и везде. Но из всего многообразия необходимо поставить определенные ограничения необходимого и полезного. Пишу об этом чтобы было понятно, что информация состоит из сведений поступающих к нам в разном формате. Это - текстовый и табличный, видео и звуковой, графический и т.д.

Новая информация не может появиться сама собой. Она рождается в результате систематизации, сравнения, анализа и вычислений. Спросите зачем - для получения новой информации, для прогнозирования и планирования, что в свою очередь помогает рационально использовать время и материальные и трудовые ресурсы.

Читатель вправе спросить - зачем так много прописных истин? Да потому что про них в процессе составления проекта документа забыли, как забыли и про то, для кого и зачем нужен этот долгожданный информационный ресурс.

Из всех существующих определений термина «ресурс» в нашем случае лучше всего подходит - количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат. И всё-таки, какой результат мы должны получить или не желаем показывать?

Итак, после названия документа видимо необходимо определить:

  • Цель информационной системы;
  • Обладатель информации;
  • Оператор информационной системы;
  • Сроки проведения испытаний;
  • Сроки внедрения информационной системы.

При этом нельзя забывать про:

  • Организационные ресурсы;
  • Трудовые ресурсы;
  • Финансовые ресурсы;
  • Материальные ресурсы;
  • Информационные ресурсы;
  • Сетевые ресурсы;
  • Интернет-ресурсы;
  • Вычислительные ресурсы.

Складывается впечатление, что работники строительной отрасли первыми в стране составляют реестр и ранее до авторов проекта никто не обращался к данной теме. Однако это не так. Привожу неполный перечень действующих государственных и единых реестров:

  • Государственный реестр лекарственных средств;
  • Государственный реестр средств измерений;
  • Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ);
  • Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП);
  • Государственный реестр контрольно-кассовой техники;
  • Государственный реестр товарных знаков;
  • Государственный лесной реестр и так далее.

Перечень форм государственного лесного реестра, утвержденного приказом Рослесхоза от 15 февраля 2012 года № 54, содержит двадцать четыре формы представления информации и в зависимости от поставленной задачи представляются выписки.

А вот еще, выпиской из ЕГРП является документ, который подтверждает наличие (или отсутствие) зарегистрированного права собственности на недвижимое имущество. Также выписка показывает наличие (или отсутствие) ограничений и обременений на объекты недвижимого имущества. Выписка из ЕГРП позволяет гражданам РФ обезопасить себя при совершении сделок с недвижимостью, получив информацию по объектам, расположенным на всей территории страны.

Или вот еще пример: по запросу заинтересованного лица регистрирующий орган обязан предоставить сведения и документы, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в виде:

  • выписки из государственного реестра;
  • копии документа (документов), содержащегося в государственном реестре;
  • справки об отсутствии запрашиваемой информации.

При этом хочу заметить, что нигде не говорится, что все сведения, хранящиеся в реестре, должны находиться в одной таблице и быть доступны в одном документе. Наоборот, сведения группируются в отдельные документы – выписки, в зависимости от решаемой задачи.

Если задачи, стоящие перед единым реестром членов саморегулируемых организаций строительной отрасли схожи с вышеперечисленными, почему никто не изучает положительный опыт?

Мы зачастую забываем, что в давно окружающих нас цифровых обозначениях закодирована полезная и необходимая информация. Например, по почтовому индексу, входящему в состав адреса (в соответствии с 122-ФЗ, «почтовый индекс — условное цифровое обозначение почтового адреса, присваиваемое объекту почтовой связи») можно определить регион, район, наименование населенного пункта. Таким же образом можно разложить и ИНН и ЕГРЮЛ.

Так может этот опыт применить и у нас? Хотя частично это уже произошло. Вполне логичными являются регистрационные номера СРО в госреестре - СРО-И-002-03082009, который содержит:

СРО – организационно-правовую форму организации;

И – вид деятельности организации;

002 – номер регистрационной записи;

03082009 – дата регистрационной записи.

Если мы стремимся создать ЕДИНЫЙ реестр, то, видимо, он должен иметь связующие элементы с существующими государственными и едиными реестрами и соответственно регистрационный номер записи (члена СРО) тоже должен иметь единые правила описания и кодирования.

И совсем непонятно, зачем повторять то, что уже однажды попало в существующие государственные реестры. Должна вноситься и храниться только та информация, которая необходима в повседневной деятельности органов, являющимися операторами информационной системы.

Состояние вычислительной техники и возможности программных продуктов позволяют строить базы данных различной конфигурации, и степенью доступности к данным. По этому поводу написано много нормативно технических документов, а инициаторы, пыжась, наступают на мозоли прошлого века:

  • Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
  • ГОСТ 20886-85 «Организация данных в системах обработки данных»;
  • ГОСТ 34.321-96 «Эталонная модель управления данными»;
  • ГОСТ 7-70-2003 «Описание баз данных»;
  • Приказ МЭР 803 от 31-12-13 «Об утверждении требований к обеспечению саморегулируемыми организациями доступа к документам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальных сайтах саморегулируемых организаций…» и не только.

Исходя из определения термина, информационной системой является совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств. Необходимо напомнить, что базой данных может служить совокупность взаимосвязанных данных, организованных в соответствии со схемой базы данных таким образом, чтобы с ними мог работать пользователь. Поэтому в нашем случае реестр должен содержать группу взаимосвязанных таблиц с привязанными к ним текстовыми, графическими и иными файлами.

Градостроительный кодекс;

7-ФЗ от 12-01-96 «О Некоммерческих организациях»;

315-ФЗ от 1-12-07 «О саморегулируемых организациях»;

Постановление Правительства РФ от 29 сентября 2008 г. N 724 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций» ;

Постановление Правительства РФ от 24 марта 2011 г. N 207 «О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов»;

Приказ Минрегионразвития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям…».

Вот совсем неполный перечень документов, которые определяют только минимально необходимый перечень информации, обрабатываемый работниками СРО, а, следовательно, имеющий прямое отношение к реестру.

Особо пытливым предлагаю взять карандаш и пройтись по тексту только двух ФЗ и Градостроительного кодекса и выписать все перечисленные документы, бланки и формы.

О предлагаемом варианте РЕЕСТРА

Доработанный по итогам публичного обсуждения текст проекта реестра, опубликованный на «Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения» (http://regulation.gov.ru/project/21557.html?point=view_project&stage=2&stage_id=15541) содержит некорректную структуру. В одной таблице совмещена информация, относящаяся к разным уровням ответственности и частоте изменяемости. Вот только не думаю, что кто-то из участников обсуждения попытался занести хотя-бы десяток записей в данную таблицу.

По своей сути структура Единого реестра членов саморегулируемых организаций основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, подготовку проектной документации и основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство должна иметь многоуровневое построение:

  • Производственная организация (член СРО);
  • СРО;
  • Национальное объединение;
  • Ростехнадзор.

При этом система запросов должна обеспечивать формирование Выписок установленного вида с наполнением информацией в соответствии с полномочиями и решаемыми задачами всеми участниками данного процесса.

Предлагаемая форма может быть рассмотрена только в качестве документа под названием «Выписка №1».

Учитывая практический опыт нескольких СРО в НОИЗе разработаны более 30-ти бланков, форм и таблиц учета сведений:

  • О членах СРО;
  • О делопроизводстве СРО и НОИЗ;
  • О планировании проверок членов СРО;
  • Об организации командировок для выездных проверок членов СРО;
  • Об отчетных документах;
  • О статистических данных и т.д.

Говоря о практическом опыте, нельзя не остановиться на попытке внедрения реестра Национальным объединением строителей. Как бы их результаты работы не оценивали, надо сказать спасибо за демонстрацию положительного и отрицательного опыта разработки структуры, сбора исходных и справочных данных, внедрения и сопровождения жизненного цикла реестра.

Уверен, что срок уставленный регулятором (1 квартал 2015 года) не будет являться препятствием для создания полноценного ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА, и к началу 2016 года потребитель в лице заказчика инженерных изысканий, проектной документации и строительных работ получит весь спектр актуальной и достоверной информации об участниках строительного процесса.